• Блог
    • Корпоративная культура организации

Корпоративная культура организации

чем больше методов при формировании корпоративной культуры вы используете, тем лучше будет результат
  • Дата
  • Время прочтения
    9 мин

Корпоративная культура организации — это одно из ключевых понятий, определяющих ее успех и стабильность на рынке. Оно включает в себя нормы и правила поведения, которые приняты в компании и влияют на работу всех ее сотрудников. В этой статье мы рассмотрим понятие и сущность корпоративной культуры, ее основные функции, пути формирования.

Что такое корпоративная культура: понятие, сущность и свойства

Для начала дадим корпоративной культуре определение, руководствуясь словарями и опытом.

Термин «корпоративная культура» подразумевает набор общих ценностей, норм, поведенческих моделей и общих подходов, которые решают, каким образом сотрудники организации общаются друг с другом, как работают в коллективе, как представляют свою компанию внешнему миру.

Важно понимать, для чего нужна корпоративная культура. Благодаря ей создается единая идентичность, которая позволяет людям чувствовать себя частью коллектива и работать на достижение общих целей. Она определяет стиль руководства, коммуникации и отношений между сотрудниками.

мероприятие, развивающее корпоративную культуру

Основные свойства корпоративной культуры:

  • Уникальность. Как правило, определять, что входит в корпоративную культуру компании, что является ее отличительными признаками, — задача владельцев и руководства. Базовые характеристики формируются на основании истории, миссии и целей фирмы, а также личных качеств и убеждений ее собственников и топ-менеджеров. Таким образом, у каждой компании свой набор ценностей, норм и традиций, которые отражают ее индивидуальность и способствуют сплоченности коллектива.
  • Динамика. Развитие корпоративной культуры в организации зависит от изменения стратегии бизнеса. На динамику влияет тот факт, что компании постоянно сталкиваются с вызовами и задачами, которые требуют поиска новых подходов и методов работы. В таких ситуациях корпоративная культура приспосабливается к складывающимся условиям, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
  • Прозрачность. Корпоративная культура должна быть ясно определена. Люди должны понимать, каких норм следует придерживаться в работе. Прозрачность способствует формированию единого коллективного сознания и повышению эффективности.
  • Влияние на успех. Высокий уровень корпоративной культуры стимулирует более высокую производительность сотрудников, улучшает качество работы, привлекает новых талантливых специалистов и укрепляет репутацию фирмы в глазах клиентов и партнеров.
Организуем тимбилдинг для поднятия мотивации!
Позвонить+7 495 153-08-60

Для чего нужна корпоративная культура: основные функции, цели и задачи

Выясним, зачем нужна корпоративная культура, надо ли ее внедрять. Необходимость понимания этих моментов важна, поскольку на формирование принципов и введение их в бизнес-процессы потребуются финансы. Чтобы вам было легче решить, стоит ли тратить на это деньги, рассмотрим функции, цели и задачи корпоративной культуры.

Функции

  • Обеспечение единства сотрудников и целостности организации — слаженная совместная работа всех отделов и команд внутри коллектива, четкое руководство и коммуникация, согласование процессов и процедур, обеспечение единых стандартов, продвижение общего понимания цели.
  • Формирование и поддержание общей философии — установление убеждений и принципов, которыми организация руководствуется при принятии решений, установление миссии, кодекса поведения, а также укрепление убеждений посредством обучения, общения.
  • Регулирование корпоративной этики — помогает донести до сотрудников моральные ценности и культурные принципы, направленные на создание здорового климата в коллективе.
  • Создание благоприятной атмосферы для работы и развития сотрудников — компенсации и льготы, предоставление возможностей для обучения и развития, признание и вознаграждение сотрудников за их вклад.
  • Привлечение и удержание талантливых сотрудников — создание репутации работодателя, который обращается к лучшим специалистам, разработка эффективных стратегий найма, предоставление возможностей для роста и развития, формирование на рабочем месте культуры, которая способствует вовлечению и удержанию сотрудников.
Организуем обучающие семинары для сотрудников!
event менеджер
event менеджер
Елена
event менеджер

Цели

  • Повышение производительности и эффективности организации. Одна из важнейших функций корпоративной культуры — это мотивация сотрудников на более усердную работу при достижении целей бизнеса. Для этого важно воспитать чувство принадлежности и создать рабочую среду, в которой сотрудники понимают, что их ценят.
  • Укрепление конкурентных позиций на рынке. Создавая уникальную и узнаваемую внутрикорпоративную культуру, бренд, компания получает преимущество перед своими конкурентами, что приводит к увеличению доли рынка и прибыльности.
  • Повышение удовлетворенности клиентов и партнеров. Когда сотрудники счастливы и замотивированы, они, как правило, лучше обслуживают покупателей/клиентов и строят более прочные отношения с партнерами. Это приводит к повышению лояльности целевой аудитории и повторным сделкам, а также к укреплению деловых отношений с поставщиками и другими контрагентами.

Задачи

  • Имиджевая. Создание положительного образа предприятия.
  • Мотивационная. Повышение корпоративного духа и увеличение желания работать лучше.
  • Идентифицирующая. Каждый сотрудник — член команды.
  • Адаптивная. Новые работники быстрее приспосабливаются к бизнес-процессам, текучесть кадров снижается.
  • Социально-управленческая. Нормы коммуникации начальник/подчиненный, иерархия.
  • Системообразующая. Упорядоченность бизнес-процессов.
  • Маркетинговая. Позиционирование на рынке.

корпоративная культура может влиять мотивацию

Что входит в корпоративную культуру: структура и основные составляющие элементы

Структура корпоративной культуры состоит из нескольких основных элементов:

Ценности. Это фундаментальные составляющие корпоративной культуры, которыми фирма руководствуется в своих действиях и решениях. Они определяют миссию, видение и цель организации. Сильная культура строится на основе общих ценностей, разделяемых всеми сотрудниками. Эти ценности должны быть четко и последовательно доведены до сведения всех заинтересованных сторон и отражены в политике, практике и поведении компании.

Нормы и правила поведения. Это основные элементы корпоративной культуры организации, регулирующие действия сотрудников и руководства внутри организации. Эти регламенты определяют ожидания относительно того, как работники должны взаимодействовать с коллегами, клиентами и партнерами. Позитивная культура поощряет этичное поведение, уважение к другим и стремление к совершенству. Четкие и последовательные нормы поведения необходимы для поддержания здоровой рабочей среды, укрепления доверия и уважения в коллективе, формирования положительного имиджа компании.

В менеджменте корпоративная культура основана на нормах поведения, кодексе этики и общих убеждениях.

Устроим игры на доверие в коллективе!
Позвонить+7 495 153-08-60

Традиции и обычаи. Это практика и ритуалы, которые уникальны для организации. Эти элементы корпоративной культуры компании формируются с течением времени и способствуют самобытности. Положительные традиции формируют у сотрудников чувство общности и сопричастности, а также способствуют достижению положительного баланса между работой и личной жизнью. Примеры положительных обычаев:

Стиль жизни компании. Этот компонент отражает общую атмосферу внутри организации и ее отношение к деятельности и персоналу. Позитивный стиль способствует здоровому балансу между работой и личной жизнью, поощряет творчество и инновации. Здоровая атмосфера повышает производительность и удовлетворенность сотрудников.

Идентификация. Процесс связывания символов и знаков с компанией и ее продуктами или услугами. Символы — логотипы, слоганы или другие элементы брендинга, мгновенно узнаваемые клиентами и заинтересованными сторонами. Удачное брендирование ведет к увеличению продаж, повышению лояльности клиентов и к положительной репутации фирмы.

корпоративная культура включает ценности, традиции, стиль жизни

Классификация типов корпоративной культуры: виды и модели

Существуют разные типы корпоративной культуры организации, и у каждой разновидности есть специфические характеристики и ценности. Приведем наиболее распространенные классификации корпоративной культуры.

Клановая

Этот вид корпоративной культуры организации характеризуется семейной атмосферой, в которой к сотрудникам относятся как к родственникам. Основное внимание уделяется сотрудничеству, командной работе и вовлеченности людей. Клановые культуры часто встречаются в малом бизнесе (магазины, фабрики, салоны красоты) и стартапах.

Адхократия

Эта корпоративная культура как инструмент управления персоналом характеризуется готовностью идти на риск. Адхократии часто встречаются в отраслях, требующих высокой степени гибкости и частых нововведений (технологии или реклама).

Тимбилдинг: научим преодолевать стрессы!
event менеджер
event менеджер
Елена
event менеджер

Рыночная

Основные черты: ориентация на конкуренцию, результаты и достижения. Внимание уделяется победе над конкурентами. Подход уместен в таких отраслях, как финансы, продажи и маркетинг.

Иерархическая

Сильный акцент на правилах, структуре и контроле. Главная роль отдается поддержанию порядка и стабильности. Вариант для крупных устоявшихся организаций, правительственных учреждений или транснациональных корпораций.

Также существует три модели корпоративной культуры организации:

  1. Структура конкурирующих ценностей. Эта модель определяет четыре различных типа корпоративной культуры — клан, адхократия, рынок и иерархия — и предполагает, что каждый тип имеет уникальные сильные и слабые стороны.
  2. Модель организационной культуры Денисона. Состоит из четырех секторов — адаптивность, согласованность, вовлеченность и миссия — и предполагает, что организации с сильной культурой в этих секторах имеют больше шансов на успех.
  3. Модель культуры Шейна. Выделяет три разных уровня культуры — артефакты и символы (внешняя оболочка), ценности (глубокий уровень — регламенты, стандарты, правила) и базовые предположения (укоренившееся, бессознательное поведение).

Еще одну интересную классификацию представил Клер Грейвс. Это модель спиральной динамики, которая предполагает, что и организация, и ее культура развиваются по спирали. Этапы становления обозначаются цветами:

  • бежевый — ранний этап развития (стартап, молодая компания в период выживания), правила и формальные алгоритмы не сформированы;
  • фиолетовый — развивающиеся фирмы, занявшие свою нишу, в центре — преданность руководителю;
  • красный — предприятия в фазе активного роста и освоения рынка, сотрудники ориентированы на результат.
Устроим командную игру, замотивируем на результат!
Позвонить+7 495 153-08-60

Методы и принципы формирования корпоративной культуры

Выработка общих правил — сложный и непрерывный процесс, требующий обдуманного стратегического подхода. Представим некоторые принципы и методы формирования корпоративной культуры в организации, которые можно использовать для создания и поддержания позитивной атмосферы:

  • Четкая цель. Сильная корпоративная культура начинается с понятной и убедительной цели, которая вдохновляет сотрудников и соответствует миссии и ценностям организации.
  • Личный пример. Создание корпоративной культуры в организации не может идти без лидеров, которые моделируют поведение, формируют ценности, прививают идеи своим коллегам и подчиненным.
  • Эффективное общение. Коммуникация необходима для построения сильного коллектива. Руководители должны регулярно и открыто общаться с сотрудниками, отвечать на вопросы про цели, ценности и прогресс компании.
  • Наем с учетом действующих в фирме правил. При наборе новых сотрудников важно искать людей, которые разделяют ценности предприятия и хорошо вписываются в существующий порядок.
  • Постоянное обучение и развитие. Эти принципы формирования корпоративной культуры организации помогают работникам оставаться вовлеченными и мотивированными.
  • Контроль и корректирование. Корпоративная культура не является статичной единицей, требует постоянного мониторинга и корректировки. Регулярная обратная связь от сотрудников неоценима в этом процессе.

чем больше методов при формировании корпоративной культуры вы используете, тем лучше будет результат

Проблемы корпоративной культуры в организации

Хотя комплекс правил может быть мощным инструментом для достижения успеха и вовлеченности сотрудников, он также может создавать трудности и проблемы внутри фирмы. Вот некоторые общие проблемы корпоративной культуры в организации:

  • Токсичная культура. На чем базируется: частые конфликты и грубость в общении, жалобы на коллектив и другие негативные формы поведения. Проблема ведет к высокой текучести кадров, низкому моральному духу.
  • Сопротивление изменениям. Что подразумевается: сложившиеся правила работы, устоявшиеся алгоритмы иногда затрудняют внедрение изменений и усложняют адаптацию к нововведениям. Это приводит к стагнации и упущенным возможностям.
  • Разрозненность. Как выражается: предпочтение отдается отдельным группам, а не коллективу в целом, ведет к разобщенности и отсутствию сотрудничества.
  • Недостаточная вовлеченность людей. Когда сплоченность и мотивация на нуле, сотрудники отстраняются от работы, выполняют обязанности непродуктивно.

проблемы в коллективе могут быть обусловлены токсичной корпоративной культурой

Чтобы устранить эти и другие проблемы, нужно провести глобальное исследование структуры организации:

  • Найти недостатки сформированной культуры. Их косвенные признаки: сплетни, низкая производительность, прогулы.
  • Проанализировать условия труда и степень удовлетворенности персонала ими.
  • Четко сформулировать проблему, чтобы понять, как ее решить.

Тимбилдинг, совместные не связанные с работой активности, деловые игры, мастер-классы позволяют преодолевать трудности и формировать здоровую атмосферу в коллективе.

Заключение

В заключение можно сказать, что роль корпоративной культуры в организации — определение ценностей, убеждений и моделей поведения, формирующих идентичность компании и влияющих на ее успех.

Сильная корпоративная культура стимулирует вовлеченность людей, способствует их творческому подходу и ответственности в работе, создает положительную репутацию фирме. Неэффективные правила ведут к негативным последствиям: текучести кадров, низкому моральному духу, недовольству, желанию сменить место работы.