Москва: 8 (495) 721-54-22 Санкт-Петербург: 8 (812) 245-28-84 Россия: 8 800 551-89-31
Время работы: Ежедневно с 10:00 до 20:00
Заказать звонок

Командообразование

Командообразующие мероприятия или тимбилдинг направлены на образование сплоченного коллектива, в котором действия каждого участника дополняют и усиливают продуктивность друг друга. В грамотно построенной команде правильно распределены роли, каждый находится в благоприятной позиции для раскрытия своего потенциала.

С точки зрения компании командообразующим технологиям стоит уделять внимание по многим причинам. Постоянная работа в этом направлении позволяет достичь следующих целей:

  • Повысить продуктивность группы, получив максимальный синергетический эффект. В слаженном коллективе результат работы превосходит сумму действий всех участников, если бы они работали по отдельности.
  • Понизить риск профессионального выгорания. Находясь на правильной позиции в команде, сотрудник чувствует себя комфортнее, его мотивация и удовольствие от работы выше.
  • Сформировать коммуникации в коллективе. В ходе мероприятий сотрудники имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке, построить нужные связи в коллективе.
  • Распределить роли внутри команды. Есть варианты тимбилдинга, где участникам предлагается выполнить задания на скорость или максимально рационально. Такие мероприятия выявляют лидеров, раскрывают потенциал работника, показывают готовность управлять, принимать решения, нести ответственность, выполнять задания.
  • Сплотить коллектив и повысить лояльность к компании. На командообразующих мероприятиях можно совместить приятное с полезным – снять усталость, психологическое напряжение, ближе познакомиться с руководством и коллегами.
  • Разрешить конфликтные ситуации, снизить текучку кадров. Проявление заботы о сотрудниках благоприятно влияет на атмосферу в коллективе.

Это не единственные, но самые актуальные цели мероприятий по построению команды. Тимбилдинг может проводиться по разным сценариям. Условно их делят на несколько видов.

Виды командообразующих мероприятий

В зависимости от целей, места проведения и специфики работы компании, для укрепления навыков командной работы могут проводиться:

  • Интеллектуальные соревнования. Командам предлагается выполнение заданий, где придется применить мозговой штурм, логические способности, эрудицию. Такие мероприятия можно провести в небольшом помещении.
  • Арт тимбилдинги. На них каждый участник может реализовать свой творческий потенциал, поучаствовать в создании коллективного шедевра, расслабиться психологически.
  • Активные командообразующие мероприятия. Это тимбилдинги со спортивным уклоном, которые предполагают соревнования между командами. Зачастую от участников требуется ловкость, выносливость, хорошая физическая форма. Но сбалансированный сценарий позволяет задействовать весь коллектив. Такие мероприятия часто проводятся на природе, их можно совместить с пикником.
  • Квесты, в ходе которых предлагаются разноплановые задания. В сценарий можно включить блоки всех описанных выше направлений.
  • Тематические мероприятия. В этом случае сценарии разрабатываются по выбранной теме с учетом поставленных целей и пожеланий компании. Например, эко-акция, истерический квест или программа по профессиональному направлению.
  • Психологические тимбилдинги, направленные на укрепление доверия, снятие стресса, формирование позитивного настроя, причастности к общему делу.

Цель мероприятия определяет не только формат, но и место проведения. Условно можно выделить кабинетные сценарии и внекабинетные. К кабинетным относятся тренинги, интеллектуальные сценарии. Все остальное потребует большего пространства или поездки к месту проведения.

Почему важна правильная организация

Для правильного формирования команды важно соблюдение законов, объединяющих группы. При стихийном процессе можно получить совсем не тот эффект, на который рассчитано мероприятие. Следить за соблюдением динамики группового сплочения должен профессиональный тренер.

Задача специалиста не только объяснить правила и зафиксировать результат. Его главная цель – максимально объединить людей. Тренер ведет группу на каждом этапе:

  1. Знакомство. Неизбежное напряжение в самом начале может привести к распаду команды. Тренер должен снять напряжение, для этого используются разные техники. Можно начать с приветствий от каждого участника.
  2. Формализация. Это этап постановки цели и объяснения общего задания. Здесь важно корректно и конструктивно донести до участников план мероприятия, убедиться, что они поняли.
  3. Формирование коммуникаций между участниками. В этот момент члены группы должны заручиться поддержкой друг друга.
  4. Конфронтация. В процессе распределения ролей могут появиться конфликты. Профессиональный тренер должен подвести к тому, что команда объединяется против него или против внешнего соперника. Целью является – заставить группу действовать сообща.
  5. Самостоятельное выполнение заданий. Здесь группа действует на основе полученного задания и своих ролей. Тренеры не вмешиваются, но следят за ходом выполнения и оценивают действия коллектива, если это требуется.

При неправильно разработанном сценарии, неопытных ведущих, плохой организации могут появиться и негативные моменты:

  • Имеющиеся конфликты могут обостриться или появиться новые недовольства.
  • У части работников может понизиться самооценка.
  • Мероприятие не принесет ожидаемых результатов.
  • Лояльность к компании упадет.
  • Сотрудники получат травмы.

Поэтому при выборе организатора стоит убедиться в надежности агентства, изучить отзывы о нем, посмотреть примеры кейсов.

Примеры и идеи

Выбирать программу для своей компании рекомендуется с учетом характера работы, целей, численности коллектива, среднего возраста сотрудников. Рассмотрим, каким может быть мероприятие в вашей компании.

Арт тимбилдинг «Общая картина»

арт тимбилдинг общая картина

Примером творческого мероприятия является совместное оформление картины. Главной целью выступает снятие рабочего напряжения и стресса, возможность созидательного труда и раскрытие творческого потенциала.

Картина разрабатывается специально для компании. Ее дизайн можно обговорить с организатором. На полотно наносится рисунок в тонких линиях, затем оно разделяется на фрагменты, которые оформляют сотрудники. У каждого есть возможность внести свой декор, использовать разные техники, но стыки соседних частей должны соединяться плавными переходами. С одной стороны – человек проявляет себя, с другой – взаимодействует с другими членами группы.

Этот тимбилдинг можно провести в офисе, все необходимые материалы и инвентарь привозят организаторы. Среднее количество участников – 50 человек. Картины можно повесить в офисе в зоне отдыха, как напоминание о единстве коллектива. Эффектно выглядят диптихи и триптихи, выполненные руками сотрудников.

Тимбилдинг «Цепная реакция»

тимбилдинг цепная реакция

Это мероприятие сочетает в себе элементы арт и логического сценариев. Под руководством тренеров сотрудники строят взаимосвязанные звенья, которые демонстрируют цепную реакцию. Сценарий позволяет улучшить коммуникации в коллективе, повысить доверие между коллегами, привить ответственность за свою работу.

Коллектив делится на группы. Каждая группа собирает свое звено. От точности и правильности выполнения задания зависит конечный эффект и работоспособность всей конструкции. В процессе командам необходимо находить общий язык с другими командами, решать совместные задачи, учиться взаимодействию. Не всегда достичь идеального результата можно с первой попытки. Признание и исправление своих ошибок – еще один важный навык, получаемый в ходе мероприятия.

Этот сценарий требует предварительной подготовки со стороны организатора. Основу составляет конструкция, которую требуется построить внутри помещения. Рассмотренный кейс проводился в коллективе из 65 человек, возможна адаптация на другое количество участников.

Активные «Бешеные гонки»

тимбилдинг бешеные гонки

Укрепить соревновательный дух и весело провести время можно во время гонок на картонных болидах.

Участникам мероприятия предстоит разбиться на команды, разработать дизайн машины и экипировки, собрать из картона конструкцию. При этом группа формирует коммуникации с позитивным настроем, учится быстро принимать решения. Раскрывается творческий потенциал членов тимбилдинга.

После готовности болидов проводятся гонки. Каждая команда выбирает пилота – укрепляется доверие и определяется лидер.

Сценарий можно реализовать в помещении и на улице. Минимальное количество участников 30 человек. Помимо сплочения и поднятия тонуса, участники получают заряд позитивных эмоций и азарта.

Кулинарный тимбилдинг

кулинарный тимбилдинг

Это универсальная программа, которая позволяет задействовать весь коллектив. Ее целью является повышение сплоченности, улучшение взаимодействия и налаживание неформальных отношений.

Для проведения мероприятия участников разделят на команды, каждая из которых под руководством шеф-повара будет постигать секреты кулинарного мастерства. Беседы во время приготовления блюд способствуют формированию доверительных отношений, укреплению доверия. Вместе с тем улучшается настроение и снимается психологическая усталость.

Тимбилдинг можно провести в помещении заказчика или на специально оборудованной ресторанной кухне, количество участников от 30 до 1000 человек.

Полезные советы

Чтобы мероприятие запомнилось в положительном ключе и принесло пользу, рекомендуем:

  • Выбирать опытных организаторов, которые четко понимают, как правильно направлять участников, чтобы достичь максимального эффекта.
  • Обращать внимание на сценарии, которые помогут сотрудникам переключиться с основного вида занятий, но вынести положительные, полезные для работы навыки.
  • Учитывать интересы коллектива, возраст и характер работы.

Если для проведения тимбилдинга есть конкретная цель (конфликтная ситуация, низкая эффективность в коллективе, выявление новых лидеров), то ее нужно озвучивать организатору – так опытное агентство сможет предложить варианты программ, направленных на решение ваших задач.

Еще один важный момент. Запланированное событие вызовет всплеск активности в коллективе до и после проведения. Во-первых, стоить проявить лояльность, если сотрудники будут обсуждать мероприятие в рабочее время. Во-вторых, положительный эффект со временем будет спадать. Для поддержания мотивации и сплоченности заниматься командообразующими процессами нужно регулярно.